Саратовская область - герб
ПРЕТЕНДЕНТ.RU - победа в участии!

КАСАТЕЛЬНО

СЕГОДНЯ 19 September 2024 года, Thursday 21:30

13:19 06.04.12
09:00 10.11.11
22:00 09.11.11
21:53 03.11.11
21:45 03.11.11
08:35 02.11.11
08:20 02.11.11
08:00 02.11.11
11:22 05.10.11
14:10 22.05.08
12:39 13.05.08
08:58 03.04.08
16:26 18.03.08
09:01 15.03.08
15:53 14.03.08
15:01 06.03.08
14:33 06.03.08

все новости

Претенденты
Главная
Новости
Проекты
Онлайн-конференции
КАСАТЕЛЬНО
Комментарии
Форум
Специалисты и организации
Полезное
Информация избиркома
Выборы
Энгельс - 2005
официально
Саратов - 2006
официально | сми
Областная Дума - 2007
официально | сми
Государственная Дума - 2007
официально
Президент РФ - 2008
официально
Государственная Дума - 2011
Президент РФ - 2012
АВТОРИЗАЦИЯ

Имя:
Пароль:

Претенденту
Межрегиональное развитие
О проекте | Карта сайта | Контакты


НОВОСТИ ПРОЕКТА

все новости

Приоритетные национальные проекты
10:01 04.06.08 Игорь Кондратьев   
90-е годы: рождение самарской элиты. Часть 5 - Игра в шахматы.

Когда тем, кто находится у «пирога власти», кажется, что такой порядок мироздания установился навечно - это всего лишь иллюзия. За спиной у сытых, всегда толпятся голодные, ждущие только первой возможности, чтобы оттолкнуть обожравшихся. Это – Россия.

Голодные могут называть себя социалистами, демократами, либералами, патриотами, консерваторами - это их сути не меняет, они знают, чего хотят, и используют в драке все методы. Вплоть до кастета в перчатке. Если же к тому времени, когда начнется новый передел, в России иссякнет запас собственных пассионариев, то тогда голодные придут издалека, из других краев. И привыкшее к безропотности население не захочет умирать, защищая интересы «распорядителей пирога». Даже под пулеметами заградотрядов.

Самый молодой парламентарий Европы Марк Фейгин начало лета 1994 г. мог отнести к числу неудачных периодов своей жизни. Еще бы - руководство областной организации «Демвыбор России» захватила административно-финансовая элита Самары, а он, приложивший столько сил для создания этой пропрезидентской партии, не был выбран даже в ее центральный политисполком. Однако, складывать свое оружие депутат Госдумы совсем не собирался - помимо клонирования регионального отделения «Демвыбора» с августа 1994 г. у, него начинают накапливаться документы о «нецелевом использовании денег Самарского территориального фонда обязательного медицинского страхования руководством местного ДВР».

Вообще-то, можно предположить, что никакой огласки с деньгами фонда не было бы, если б его руководство не подало бы в арбитраж на земельный банк. А так информация, прошедшая по СМИ, давала гарантии, в том числе и личной безопасности руководителям фонда. Но информация, пусть и самая объективная, это одно, а материалы проверки налоговой полиции - совсем другое. А они для лидера родившихся новых демократов Титова неутешительны. Вот как описывал эту ситуацию московский ведомственный еженедельник «Налоговая полиция». - 900 млн. рублей Самарского территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), инициатором создания которого выступил Шатский, разместили, якобы для получения процентов, в СКиПИ-банк. Затем управляющий этого банка Ш.Сулейманов дает АО «Ост-комани» кредит в 2 млрд. рублей, но с условием, что часть его - 600 млн. рублей - будет размещена как вклады девяти частных лиц в Усть-Кинельском филиале Земельного банка. Причем проценты с полученного кредита и с вкладов в Земельном должны были пойти, но не в СКиПИ-банк, а на личные счета Шатского, Сулейманова и Шатохина (зам. директора АО «Прок»)». Таким образом, названной троице «накапало» соответственно 200, 140 и 240 млн. рублей (в ценах 1994 г.), а ТФОМС, по сведениям еженедельника «Налоговая полиция», практически прекратил свое существование. Афера приняла такой оборот, что дело по СКиПИ-банку было выделено в отдельное, а Ш.Сулейманову предъявили обвинение за сокрытие доходов в особо крупных размерах..

Скандал вырывается и на страницы местных изданий - 14 января 1995 г. в «Моей Газете» появляется статья Якова Макловского «Деньги, которые пахнут хлороформом», рассказывающая о подробностях этого дела. Затем эта же публикация в течение недели перепечатывается в ряде других газет. Фейгин предупреждал о «сращивании» областного руковоства Демвыбора и администрации и чем это может кончится. «Предлагаем Бородулину Ю. и Шатскому покинуть ряды нашей партии», - 27 января требует уже горисполком Демвыбора.

Круги расходятся и дальше - 2 февраля в СКиПИ-банке сотрудники налоговой полиции проводят изъятие необходимых им документов. Заместитель управляющего СКиПи филиала Галина Хайкина была немало удивлена, когда узнала, что причиной «атаки» стало распоряжение начальника Управления налоговой полиции Евгения Григорьева, которому срочно понадобилось изъять всю документацию банка, включая сведения, составляющие коммерческую тайну - работу клиента и вкладчика. Хотя удивление Хайкиной прошло, когда один из тщательно замаскированных мужчин обронил: «Вы воры».

Силовая операция была крайне болезненной, но, по слухам, финансовая элита татарской диаспоры Самары уже обезопасила себя - своевременно закрыв свои счета в «СКиПИ-банке».

Пытается сопротивляться и другая сторона. 18 февраля 1995 г. в газете «Вольнодумец» демократ Юрий Никишин и банкир Сулейманов печатают свое обращение к депутату Госдумы Сергею Ковалеву о нарушении прав человека в Самаре.

23 февраля в защиту чести Шатского, Сулейманова и Шатохина выступает и рекламная газета «Самара». Ее вывод: «в преддверии выборов кто-то пытается подорвать авторитет лидеров Самарского отделения ДВР». Только вопрос - какого Демвыбора: созданного Белым домом и считающегося «партией власти» или состоящего из политиков-антикоммунистов, пытающихся оказывать давление на администрацию Титова через московское руководство ДВР?

«Демвыбор» как «партия власти» тоже имеет несколько лиц. Одно закрытое — административное - не нуждалось в широкой рекламе, другое - финансовое, было связано рамками делового формата. Так, в политсовет «Демвыбора» входил и управляющий Волго-Камского банка Андрей Когтев, который в этой ситуации попал в несколько двусмысленное положение. С одной стороны, по информации «Будней», фирма Шатского «Купец» была одним из соучредителей банка, а с другой - Волго-Камский обслуживал областную администрацию, а губернатору такие скандалы были совсем не нужны. Тем более, что Волго-Камский банк являлся уполномоченным банком обладминистрации по обслуживанию трех бюджетных программ и имел неплохой силовой блок, возглавляемый бывшими сотрудниками КГБ (стажировавшимися даже в московском «МОСТе»). В итоге «Демвыбор» все же «жертвует» членом комиссии областной администрации по неплатежам Шатским - 22 марта его отстраняют от должности председателя Исполкома Самарской региональной организации ДВР, а 23 марта Марк Фейгин в телепередаче «Слово депутата» обвиняет в «разграблении» средств Самарского областного фонда обязательного медицинского страхования. Конечно, Шатский пытается реабилитироваться - в апреле он подает в суд на журналиста Макловского (иск на 700 млн. рублей) и Фейгина (на 150 млн.), а в мае его соратник Владимир Белоусов пытается расколоть съезд местного «ДВР», но поезд уже ушел. К тому же решение Самарского исполкома о Шатском 4 апреля 1995 г. поддержал и центральный Политсовет «Демвыбора» во главе с Егором Гайдаром.

Зимой-весной 1995-96 гг. среди оставшихся «демвыборосов» растет авторитет Фейгина. Он еще депутат, он ездит за самарскими парнями, попавшими в чеченский плен. (Этим же занимаются депутаты Губернской Думы Георгий Лиманский (некогда замеченный во Дворце спорта с «земляками») и коммунист Владимир Гром).

Кроме того, пока способствуют росту популярности Фейгина и «Будни», по-прежнему использующие любой информационный повод по губернатору и его союзникам.

Так, газета печатает интервью Фейгина, в котором он сообщает, что «Титов любит людей глупых и послушных... Губернская дума - несамостоятельный орган, во всем согласный с администрацией». Сам же Титов на фоне такого разброда среди своих бывших политических союзников, по всей видимости, думает о другом. Он делает ставку на представителей бизнеса, уже имеющих реальную власть. Они более дисциплинированные и они, в отличие от непредсказуемых демократов, зависят от областной администрации.

Новая задача Титова - создание реальной «партии власти», но на пути ее реализации его, как и в 1994 году, ждут информационные мины со стороны по-прежнему неуправляемых «Будней».
Хотя и там происходят определенные тактические сдвиги. «Будни»-95, как когда-то «Все&Всё», уже не противопоставляют Титова Тархову, в число главных политических соперников губернатора они выдвигают Сысуева. Впервые рождается и миф о «Георгии Победоносце».

«Правда ли, что на выборах 1996 г. блок Олег Сысуев - Георгий Лиманский (Сысуев - губернатор, Лиманский - мэр Самары) будет противостоять Титову?» - спрашивают они в марте 1995 г. действующего градоначальника. Получив же отрицательный ответ, продолжают гнуть эту линию без участия самого мэра.
«Сысуев - возможный губернатор, пока городская и областная администрации в противостоянии, у Сысуева есть шанс победить на выборах», - это из интервью в «Буднях» Фейгина.
«Титов - маленький Горбачев. Ничего не знает, не видит, ни к чему не причастен. Перевертыш», - а это ужё из материала в газете лидера самарского отделения Республиканской партии Олега Тихонова. Достается от «Будней» и окружению Титова. Особенно «любим» Максим Мамигонов - сын зама губернатора, отвечающего за приватизацию. Сначала, в апреле 1994 г. газета сообщает про то, как этот «сынок» всего за 1,5 млн. рублей купил 2-х комнатную квартиру на Киевской у фирмы, связанной с его отцом - госчиновником.

Второй раз младший Мамигонов появляется в «Буднях» как продавец машины, реализовавший ее за 5 тысяч долларов, но так и не отдавший авто покупателю. Особо ревнивое внимание уделяют «Будни» масс-медиа, связанным с Титовым. Апрель 1994 г.: «гения коммерческой журналистики скупили на корню» - администрация области вошла учредителем (4% - ?, именно четыре процента) в частную компанию Виталия Добрусина «РИО».

Декабрь 1994 г.: губернатор убирает из телерадиокомпании «Самара» ее председателя Юрия Котова. Тогда же «Будни» печатают слухи о возможном назначении на этот пост близкого к Титову Владимира Наганова. Одновременно в газете Князева запускается слух о скандальном прошлом Наганова. Апрель 1995 г:. Председателем ГТРК «Самара» назначен Анатолий Семенов. Кандидат наук, ранее входивший в Политсовет при губернаторе Титове. Замечают «Будни» и снятие в мае 1995 г. за несоответствие должности директора Дома печати Владимира Полуянова. Интерес газеты к кадровым перестановкам в верхушке местных СМИ и финансовым вливаниям власти в медиа, обслуживающим властный Олимп (в феврале 1995 г. Титов выделяет Самарскому информационному концерну кредит в сумме 350 млн. руб.), вполне очевиден. Но обусловлен он и личными экономическими интересами самого издания - в начале апреля 1995 г. Виктор Тархов уходит с Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего в «Юкос». Переезд его в Москву означает начало финансовых затруднений для «Будней».

Так, в течение 1995 г. тираж «Будней» падает с 37 тысяч в январе до 17 тысяч в мае. Соответственно, начинается и кадровая чехарда - в газете с 3 июня меняется заместитель редактора и вместо бессменно работающей с 1992 г. с Князевым Аллы Пашиной приходит Валентина Неверова. Вскоре Пашина выбывает и из состава учредителей «Будней».

Главное же для Александра Князева образца лета 1995 г. заключается в том, что если три месяца назад его газета иронизировала по поводу «прикормленной прессы», на «дальнейшее приручение» которой Титов выделял в то время 3,5 млрд. рублей, то теперь таких «укротителей» надо искать и самому ему.

В июне 1995 г. у издания начинается легкий флирт с Георгием Лиманским, зампредом Самарской губернской думы, но временным спонсором «Будней», по слухам, становится «крупный предприниматель Александр Федорович Мосолов», проводящий «большую часть своего времени на Кипре, где... его вилла расположена напротив виллы Лужкова». Как уверяют, на фазенде Мосолова Князев и вступает в первые деловые контакты с новым партнером - Владимиром Аветисяном.

Вообще-то, Князев не первый журналист, который вступил в деловое сотрудничество с газовиками - до этого на «Самаратрансгаз» работал литератор Вадим Карасев, выпускавший «Самарскую Творческую Газету». Но формат «СТГ» ушел в творческие проекты, был далек от сенсационного «бульвара» и, видимо, поэтому потерпел неудачу. Позже «Самарская творческая газета» стала обычным корпоративным изданием газовиков, в котором они печатали свои предвыборные обещания. Однако, бизнес - бизнесом, но без шумных скандалов, выводящих их шоу на губернскую орбиту, «Будням» тоже было нельзя. А посему газета «косит» вокруг Титова все подряд.

Шедевр публицистики - серия материалов под общим названием «Обидит ли рэкет Титова? или друзья Константина Титова».
В них разбирается все: от очень приватного, «когда на последнем губернском балу Титов перемазал мороженным свой смокинг, купленный примерно за 700 долларов, он очень переживал», до общественно-значимого.

В апреле 1995 г. в «Буднях» утверждалось, что один из друзей губернатора Евгений Павлов метит в будущем на пост мэра Самары. (Со времен выборов в Госдуму 1993 года щедрость Павлова в отношении СМИ стала обрастать мифами, и многие журналисты грезили о «втором пришествии» этого бизнесмена в политику).

Между тем, в «Буднях» мелкие «шпильки», вынесенные в заголовки: «слегка помытый губернатор», «перед евреями ругался матом», переходили в более крупную картечь.

Еще в 1993 г. во «Все&Всё» при редакторстве Князева, в одной из статей показывалась особая осведомленность о том, сколько стоят документы со стола губернатора. В 1995 в новой газете пришла очередь эти «стоящие» бумаги, показывающие Титова в двусмысленном положении, печатать. Для них вводится специальная рубрика «Отлично, Константин». Никакой политикой здесь не пахнет. Только демонстрация возможностей по добыче служебной информации. Вот, к примеру, материал из «Будней» за лето 1995 г. «сейчас Константин Алексеевич уже совсем не та птица, на которую некогда женский пол кидался загребая грязь сапогами. Узел его галстука никогда не поднимается выше живота, который, в свою очередь, поднялся выше груди. И где он лазает в своих костюмах, никто не знает, но глаженными их никто не видел… И чтобы поддержать свою увядающую форму, Константин Титов решил разработать фирменный стиль... и на разработку этого фирменного стиля он выделил аж 250 миллионов из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов. это те самые, которые лежат на случай внезапных наводнений, землетрясений и прочих там цунами».

Замечают «Будни» и самарское представительство в столице.
- Домик под Москвой для областной администрации, приобретен за 15 млрд. рублей, - сообщает газета в октябре 1995 г. Спустя несколько лет - в 1998 г. Владислав Князев, старший из семейного клана журналистов, вспоминал то время:
- Саша не снискал у губернатора симпатии - в начале своей газетной карьеры его «Будни» постоянно наскакивали на Титова. На пятилетии «Самарских Известий» я сказал Титову: «Не обижайтесь на моего, пожалуйста, он еще молод, честолюбив». Губернатор удивился: «Я не только не обижаюсь, я горжусь, что ни в Уфе, ни в Саратове нет и не может быть такой газеты. Там такого не потерпели бы. А у меня есть. Понимаю, что здоровая оппозиция необходима. Кстати познакомь меня с сыном-то!» Что я вскоре и сделал. И увидел как сразу и Константин Алексеевич и мой Александр почувствовали и зауважали друг в друге талант и личность. С тех пор А. Князев, как известно, «человек Титова». А не так давно Константин Алексеевич позвонил мне домой, причем в праздник, и поздравил с успехами Саши. Признаться, я так расчувствовался, что cpазу налил себе рюмку. Разумеется, «Губернаторской», и - «За нашего губернатора!»

Игорь Кондратьев

Продолжение следует

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 6

По источнику www.samru.ru

 

« Пред.   След. »

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

© ФОНД "ИДЕОЛОГИЯ"
НП "ПРЕТЕНДЕНТ.РУ"

ПРЕТЕНДЕНТ.RU
СОЗИДАНИЕ ЭЛИТЫ - СОЗИДАНИЕ СТРАНЫ
ПОБЕДА В УЧАСТИИ!