Саратовская область - герб
ПРЕТЕНДЕНТ.RU - победа в участии!

КАСАТЕЛЬНО

СЕГОДНЯ 27 April 2024 года, Saturday 08:10

13:19 06.04.12
09:00 10.11.11
22:00 09.11.11
21:53 03.11.11
21:45 03.11.11
08:35 02.11.11
08:20 02.11.11
08:00 02.11.11
11:22 05.10.11
14:10 22.05.08
12:39 13.05.08
08:58 03.04.08
16:26 18.03.08
09:01 15.03.08
15:53 14.03.08
15:01 06.03.08
14:33 06.03.08

все новости

Претенденты
Главная
Новости
Проекты
Онлайн-конференции
КАСАТЕЛЬНО
Комментарии
Форум
Специалисты и организации
Полезное
Информация избиркома
Выборы
Энгельс - 2005
официально
Саратов - 2006
официально | сми
Областная Дума - 2007
официально | сми
Государственная Дума - 2007
официально
Президент РФ - 2008
официально
Государственная Дума - 2011
Президент РФ - 2012
АВТОРИЗАЦИЯ

Имя:
Пароль:

Претенденту
Межрегиональное развитие
О проекте | Карта сайта | Контакты


НОВОСТИ ПРОЕКТА

все новости

Приоритетные национальные проекты
17:49 20.02.08 Иван Огнев   
Спецотряды Путина

- Как бы Вы оценили ситуацию в регионах Российской Федерации с точки зрения решения поставленных президентом задач?

- Сложно усредненно оценить ситуацию в стране в целом, или в регионах в частности. Территории существенно различаются по своему потенциалу - ресурсному, кадровому, экспертному, проектному, по потенциалу возможностей. Даже в пределах одного субъекта Федерации есть совершенно разные поселения и районы. Есть поселения с большими возможностями, в которых главы администраций и их команды понимают смысл поставленных задач, сами выступили инициаторами разработки долгосрочных стратегий для своих городов - не из-за общей моды, а из-за понимания необходимости, в целях обеспечения общей мобилизации для достижения поставленных целей, для обеспечения развития и привлечения инвестиций. А есть поселения, в которых ноль - кадров, понимания, перспектив, проектов... В революцию в такие местности направляли отряды комиссаров. Сейчас такой практики нет - отряды заменили бесконечными трансфертами, финансовой помощью.

Основная проблема - непонимание элитами необходимости и сути обозначенных Владимиром Путиным задач. Всё воспринимается не как постановка глобальных вызовов для страны, а как очередная кампанейщина. Ещё существует проблема - в недостаточности как потенции у общества для общенационального обсуждения поставленных вопросов, так и кадрового ресурса для их решения. И наконец - в недостаточном развитии, в отсутствии институтов обеспечения развития на местах. Речь не об агентствах развития - их по моде уже везде создали, а о других, более тонких и современных механизмах и институтах.

- Ставка в "стратегии 2020" сделана на инновационные технологии. Как это изменит расстановку сил в регионах?

- Инновационный путь развития не означает отказ от добычи сырья и полезных ископаемых или переход к развитию только сервисов и услуг. Подразумевается, что сырьё должно максимально глубоко перерабатываться, цепочка создания добавленной стоимости не должна уходить на втором звене за пределы страны. Президент сосредоточил внимание и на повышении производительности труда, технологическом переоснащении производств, модернизации и развитии современных инфраструктур, развитии высокотехнологичных отраслей и секторов.

Эти задачи требуют самого главного - высококвалифицированных кадров, интеллектуального потенциала людей.

Соответственно, в глубоком проигрыше будут те региональные администрации, которые не смогут:

а) переориентировать региональную систему подготовки кадров на потребности модернизирующейся экономики;

б) создать для развития на территории, за которую они отвечают, условий для развития бизнеса - как частной инициативы, так и высокотехнологичных производств и сервисов;

в) обеспечить высокое качество жизни на территории ответственности - но не путём тупо понимаемого обеспечения нормативов больничных коек и ученических парт на душу населения, а за счёт развития городской среды (то есть города не как резервации, в котором строятся дома, где передвигаются автомобили и продаются товары, а как места комфортного проживания граждан). За счёт повышения степени удовлетворённости граждан качеством оказываемых государственными органами, органами местного самоуправления услуг и т.д.;

г) создать систему обеспечения развития - и через уже "опопсевшие" институты - агентства и банки развития, техно- и промпарки, зоны и т.п., и через новые институты и системы - ориентированные на разработку и инициирование проектов, стимулирование деятельной мотивации людей вместо иждивенческой и т.п.;

д) организовать процесс привлечения и сопровождения инвестиций на территории, став при этом участником глобального процесса конкуренции за ресурсы развития - но участником - серьёзным партнёром, а не в образе шута, на которого смотрят лишь до поры - до времени, или шейха, разбрасывающего деньги с вертолёта, которому можно "впарить" всё...

Можно продолжить формулировать задачи, не решив которые, региональные власти "проиграют", но названное - главное: люди (профессиональные специалисты, кадры развития), инновации, система обеспечения развития, привлечение и сопровождение инвестиций.

Это, на мой взгляд, базовые условия.

- Насколько, по Вашему мнению, необходимо корректировать законодательную базу страны, чтобы развитие страны шло комплексно?

- Набор необходимых законов, по сути, есть в наличии. Вопрос в стратегиях, то есть в определении чётких приоритетов развития инфраструктур и территорий. Потому что без транспорта, без электроэнергетики, без связи, без кадров никакой бизнес на территории не будет развиваться. А без чёткого понимания как своих базовых, ранее сформировавшихся, унаследованных преимуществ, так и потенциала, возможных перспектив развития в субъектах федерации, в поселениях не будет адекватных решений о выделении своих ресурсов для обеспечения развития, не будет обоснованных запросов ресурса с федерального уровня, не будет запросов на создание обеспечивающих инфраструктур.

Анализ при этом надо вести не на глобусе имени себя, а в глобальном пространстве конкуренции: Кубань должна искать себе возможности в Средиземноморье, а не меряться статистическими данными с Ростовом-на-Дону или Дагестаном, а Башкирия с Татарией - искать ориентиры для развития не в пределах Приволжского или Уральского федеральных округов, а сравниваться с Арабскими Эмиратами или Техасом по степени диверсификации экономики и развитию высокотехнологичных отраслей.

И самое главное - помимо стратегии как набора аналитических материалов и результирующих выводов, должен быть построен и механизм её реализации - до уровня институтов развития и конкретных проектов, с которых надо начинать, под которые и нужно составлять запросы в тот же инвестиционный фонд, привлекать негосударственные инвестиции, до уровня детального плана работ.

Пока таким детальным набором документов может "похвастаться" только считанное количество региональных администраций, не говоря уже о поселениях.

Между тем, и полномочия, и ответственность за социально-экономическое развитие территорий передано региональным администрациям.

- Какой подготовительный период нужен для реализации "стратегии 2020"? 

- Период должен быть кратчайшим - потому что время уходит очень быстро, "окно возможностей", основанное на мировой конъюнктуре цен на нефть, может закрыться уже в ближайшие 2-3 года.

Основное, что необходимо, если формулировать совсем просто: каждому на своём месте в каждый следующий день нужно работать ещё качественнее, ещё лучше, чем сегодня.

Безусловно, к этому надо добавить все меры по повышению адекватности властей - в том числе, путём повышения прозрачности их действий за счёт публичной разработки стратегий и программ, детальных планов действий на региональном уровне, их широкого обсуждения. К тому же за счёт обновления кадров на государственной службе, в государственных корпорациях, на "службе развитию". Мобилизация людей со специфическим опытом службы на работу в государственных органах, в госкомпаниях сыграла свою роль. Восстановлена цепочка управления, отстроена система. Теперь можно говорить о путинском / медведевском призыве новых менеджеров, стратегически ориентированных и инновационно мыслящих, действующих в логике проектов. Они должны заменить в госаппарате остатки тех людей, кто "отбывает трудовую повинность" в государственных органах, учреждениях, организациях. Чиновник-бюрократ, привыкший распределять ресурс, отщипывая от него куски, никогда не создаст институт развития, ориентированный на равные возможности для всех, всегда будет против равных возможностей и упрощения условий бизнеса, всегда будет за процедуры - сложные и бесконечные. Даже комиссары с жёсткой системой целей и управления, как показала практика, со временем покрываются ржавчиной из-за такого соседства. Замена таких источников заразы на тех, кто придёт служить обществу, стране, развитию, позволит избавиться от коррупции, неповоротливости и раздутости госаппарата. По вчерашнему думающие управленцы никогда не решат задачи страны в формате "на послезавтра". Обновить кадры - главная задача. Всё остальное - конкретизация понимания задач, стратегий, программ и планов, интересы, система мотивации - может быть конкурсным условием для такого кадрового мега-конкурса, для нового "призыва".

И второе - надо узнать страну, выявить реальный потенциал развития, чтобы адекватно распределить ресурс. Иначе новые госпрограммы и нацпроекты станут разбрасыванием денег с вертолёта, а не обоснованным вложением средств. Это как акупунктура - нужно стимулировать точно выбранные точки, а не просто делать общий массаж. "Хотелок" у каждого региона, у каждой местной группы множество - важно понять и оценить весь их массив: адекватность, соответствие целям, поставленным в долгосрочной стратегии развития страны, совместимость между собой (отсутствие дублирования или взаимоисключения), требования к инфраструктурам и ресурсам, вклад в достижение целей и в обеспечение развития. Только после этого решения о выделении госресурсов станут адекватными, пока же в них высока степень "шаманизма", нет детальной обоснованности. Это - такой глобальный анализ - большая задача, требующая объединения экспертного потенциала страны, такого же, как в 19999 - 2000 годах, когда разрабатывалась долгосрочная стратегия, ставшая затем основой для действий правительства на прошедшие 8 лет.

- Какие бы рекомендации власти дали Вы лично в момент разработки пошаговой программы по реализации стратегии развития до 2020 года?

- Важно обеспечить качественный анализ ситуации, потенциала развития, перспектив - и сейчас, на этапе доработки Концепции долгосрочного социально-экономического развития, и впоследствии. Именно эта Концепция станет своеобразным техническим заданием для доработки, актуализации как отраслевых, так и региональных стратегий и программ, поэтому важно, чтобы приведённые в ней данные и задачи были основаны на достоверной базе, на результатах комплексного адекватного анализа.

Он сейчас проводится на уровне макрорегионов - новой учётной рамки, введённой для "удобства работы", потому что многие реальные задачи не видны, не кажутся актуальными на уровне поселений или даже субъектов федерации, от построения кросс-инфраструктуры до развития социальной сферы - ведь ненормально строить те же школы или больницы, основываясь на "глобусе" района или субъекта федерации, воспринимая их в отрыве от окружающей территории, а исключительно бюджетная логика приводит именно к таким искажениям.

  Следующий шаг - переход на уровень ниже, к территориям, к субъектам федерации, к выделению зон опережающего развития.

Затем - "обратная сборка" с формированием запросов на инфраструктуру, кадры, ресурсы, с построением схем территориального планирования, с формированием программ. Только после такого масштабного анализа, повторюсь, будут по настоящему адекватными решения о господдержке проектов, о выделении средств.

Это как последовательность процедур при лечении комплексной, застарелой болезни - если какой-то препарат или процедура будут пропущены, то результат не будет достигнут. Поэтому, если уж решили вылечиться, надо следовать выписанной рецептуре, требованиям врача.

- В каких регионах, на Ваш взгляд, можно выявить наиболее интересные инновационные разработки с точки зрения развития региона?

 Наиболее интересные инновационные разработки могут быть выявлены там, где есть соответствующий потенциал - кадры, "творцы", специалисты, сосредоточенные в крупном университете или институте, в научно-исследовательском институте или на производстве в сфере "высоких технологий".

Важно только, чтобы вместо решения задач, обозначенных Путиным и Медведевым, не была устроена очередная чиновничья кампанейщина, когда каждый муниципалитет заставят отчитываться по какой-нибудь статистической форме о количестве инноваций на своей территории.

Иван Огнев

По источнику Kreml.org

« Пред.   След. »

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

© ФОНД "ИДЕОЛОГИЯ"
НП "ПРЕТЕНДЕНТ.РУ"

ПРЕТЕНДЕНТ.RU
СОЗИДАНИЕ ЭЛИТЫ - СОЗИДАНИЕ СТРАНЫ
ПОБЕДА В УЧАСТИИ!