Саратовская область - герб
ПРЕТЕНДЕНТ.RU - победа в участии!

КАСАТЕЛЬНО

СЕГОДНЯ 01 May 2024 года, Wednesday 20:07

13:19 06.04.12
09:00 10.11.11
22:00 09.11.11
21:53 03.11.11
21:45 03.11.11
08:35 02.11.11
08:20 02.11.11
08:00 02.11.11
11:22 05.10.11
14:10 22.05.08
12:39 13.05.08
08:58 03.04.08
16:26 18.03.08
09:01 15.03.08
15:53 14.03.08
15:01 06.03.08
14:33 06.03.08

все новости

Претенденты
Главная
Новости
Проекты
Онлайн-конференции
КАСАТЕЛЬНО
Комментарии
Форум
Специалисты и организации
Полезное
Информация избиркома
Выборы
Энгельс - 2005
официально
Саратов - 2006
официально | сми
Областная Дума - 2007
официально | сми
Государственная Дума - 2007
официально
Президент РФ - 2008
официально
Государственная Дума - 2011
Президент РФ - 2012
АВТОРИЗАЦИЯ

Имя:
Пароль:

Претенденту
Межрегиональное развитие
О проекте | Карта сайта | Контакты


НОВОСТИ ПРОЕКТА

все новости

Приоритетные национальные проекты
16:19 25.11.05 Гельвановский Михаил Иванович   
Развитие конкурентоспособности РФ невозможно без инновационного бизнеса

sovet_federazii_konkur_2.jpgВ современных условиях глобализации развития конкурентоспособности экономики России является необходимым условием ее достойного позиционирования на мировом рынке. Без этого российские предприятия не смогут на должном уровне конкурировать со своими иностранными коллегами, что не сможет не отразиться и на национальном рынке РФ. Грядущее вступление России в ВТО вынуждает российские власти задуматься о том, каким образом будут отстаиваться интересы страны в этой организации. Все это напрямую связано с развитием конкурентоспособности РФ, о развитии которой шла речь в пятницу, 25 ноября, в Совете федерации в ходе парламентских слушаний по теме «О законодательном обеспечении формирования и развития конкурентоспособной экономики РФ». Их провел Комитет СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности. В ходе слушаний были рассмотрены проект федерального закона «О национальной политике развития конкурентоспособности экономики РФ» и Концепция формирования законодательной и нормативной базы для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ на системной основе.

С основным докладом в ходе слушаний выступил директор Национального института развития РАН Михаил Гельвановский. Он обратил внимание участников слушаний на то, что конкурентоспособность – это центральная категория рыночной экономики, однако в течение десяти лет рыночных реформ в России ей почти не уделялось внимания, и только в последнее время эта ситуация изменилась. Он высказал уверенность, что в настоящее время уже пора переходить «от разработок к серьезным практическим действиям». Связано это, по его словам, с тем, что, во-первых, в современных условиях в мировой конкуренции выигрывают те страны, которые грамотно выстроили свою конкурентную политику, а во-вторых, с тем, что РФ собирается вступать в ВТО, и центральная проблема, которую следует решить в связи с этим, - как Россия будет отстаивать свою позицию в этой организации.

Говоря о рассматриваемом в ходе слушаний проекте ФЗ, М.Гельвановский отметил трудность его разработки, определенную тем, что закон должен быть разработан под еще не существующую политику развития конкурентоспособности экономики страны. В связи с этим данная задача, по его словам, распадается на две части: выработку исходных основ самой политики и разработку концептуальной ее основы - закона, призванного обеспечить реализацию политики. Он считает, что эти две задачи следует решать только параллельно. Так, сам закон может и должен быть стимулом к разработке политики и стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также он должен создать условия для недопущения дальнейшего регресса в этой области. «Необходимо добиться того, чтобы законодательство ориентировало всех участников экономического процесса на повышение конкурентоспособности. Эта задача должна быть общенациональной», - уверен М.Гельвановский.

Он сообщил собравшимся, что конкурентоспособность строится на основе трех уровней и предполагает наличие трех видов конкурентных преимуществ. Уровни эти следующие: микроуровень (товарный уровень, на нем решаются краткосрочные задачи), мезауровень (уровень предприятий, на нем решаются среднесрочные задачи) и макроуровень (уровень национального хозяйства, на нем решаются исторические задачи). Виды конкурентных преимуществ таковы: ресурсные (обладание определенными ресурсами), операционные (степень использования ресурсов), программно-стратегические. М.Гельвановский заявил, что сегодня «по ресурсам и эффективности их использования потенциал конкурентных преимуществ приближается к исчерпанию, а концентрация на стратегических направлениях дает наилучший результат». В связи с этим в настоящее время конкурентная борьба – это борьба конкурентных стратегий на всех уровнях конкурентоспособности, подчеркнул М.Гельвановский.

Говоря относительно формирования законодательства в сфере развития конкурентоспособности экономики, М.Гельвановский отметил, что этот процесс должен начинаться с комплексного прогноза (на уровне 30-50 лет), затем необходимо определить основные элементы позиционирования страны в мировом сообществе, разработать варианты политики, оценить возможные последствия ее реализации и выбрать оптимальные варианты, после чего и разрабатывать само законодательство. Он уверен, что всю эту работу необходимо подвести к созданию долгосрочной федеральной программы повышения конкурентоспособности российской экономики.

«Конкурентоспособность сегодня – это самостоятельный выбор страной своей судьбы, консолидация общества, сплав бизнеса и государства при наличии глубокой социальной ответственности, экономика, эффективно использующая все имеющиеся у нее ресурсы», - подчеркнул М.Гельвановский в завершение своего выступления.

Заместитель директора Института экономики РАН Юрий Павленко, выступивший в ходе слушаний, высказал уверенность, что без решения проблемы расширенного воспроизводства человеческого капитала невозможно развивать конкурентоспособность страны. Он отметил, что такого скандального разрыва между минимальной и средней зарплатой, как в России, нет ни в одной стране–бывшей республике СССР. Необходимо разработать нормативы минимальной заработной платы и соотношения минимальной и средней заработной платы, уверен Ю.Павленко.

Также он остановился на проблеме развития инновационной экономики. «Мы разбазариваем научный потенциал», - заявил он, подчеркнув, что научные достижения являются конкурентным преимуществом России. Он уверен, что необходимо четко установить нормативы наукоемкости экономики, то есть соотношения затрат на развитие науки к ВВП. Сейчас этот показатель составляет 1%, отметил Ю.Павленко.

Он считает, что необходимо принять и реализовывать промышленную политику в рамках инновационной экономики, а также восстановить программу прогнозирования научно-технического прогресса.

Президент Института глобальных технологий Валерий Овчинников заявил, что конкурентоспособность демонстрирует умение и желание конкурировать не только на национальных, но и международных рынках. Россия, по его мнению, имеет ряд конкурентных преимуществ, в которым он отнес богатство некоторыми природными ресурсами (нефть, газ, алюминий), а также авиакосмический комплекс. Тем не менее, по его словам, с конкурентоспособностью напрямую связан вопрос развития научного предпринимательства.

В.Овчинников в своем выступлении привел оценки развития инновационного предпринимательства России, которые были даны международным сообществом в ходе исследования, где приняло участие 155 стран. С точки зрения "интеллектуального сырья" Россия находится на 6 месте, опережая Францию и Германию, но относительно коммерциализации научных исследований РФ занимает только 88 место. Связано это, по мнению В.Овчинникова, с тем, что в стране не развито научное предпринимательство, а малый бизнес, который во всем мире занимается научно-техническими разработками, приравнен к торговым структурам.

По уровню комфорта работы научного предпринимательства, удобству и затратности открытия таких компаний Россия занимает 58 место в мире, по возможности получения лицензий на производство инновационного продукта и кредитов в банках – 62, регистрации интеллектуальной собственности – 68, защите прав интеллектуальной собственности – 96, по возможности добиться исполнения контракта через суд – 134. Ужасающей, по словам В.Овчинникова, выглядит российские налоговая система и налоговое администрирование, при которых научные организации приравниваются к коммерческим и торговым предприятиям, в связи с чем испытывают чрезмерную для них налоговую нагрузку. По уровню эффективности деятельности российского правительства по администрированию научных разработок Россия занимает 112 место в мире. В целом, подчеркнул В.Овчинников, по уровню развития инновационного предпринимательства Россия занимает 75 место в мире.

По его словам, решить эту проблему поможет, в частности, привлечение к подготовке кадров для инновационной деятельности специалистов, обладающих не только обширными теоретическими знаниями, но и хорошими практическими навыками в конкретных сферах деятельности, желательно интегрированных в одинаковой степени в российскую и европейскую высшие научные школы. Кроме того, по его словам, необходимо решить проблему «запаздывания» российского законодательства относительно уровня развития российской и мировой экономик. Например, российское законодательство отстает в переходе от лицензирования отдельных видов деятельности к сертификации. Также, считает В.Овчинников, в РФ следует создать «депозитарий знаний», в котором содержалась бы информация обо всех инновационных проектах, кадрах, о стандартах рынка и проч.

Заместитель председателя экспертного совета по проблемам инновационной политики и развития человеческого потенциала при Совете федерации Евгений Смирнов представил участникам слушаний пилотный проект «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России». Он был инициирован в рамках деятельности рабочей группы по прогнозированию и стратегическому планированию социально-экономического развития российских регионов и рабочей группы по стратегии регионального развития и безопасности государственного совета РФ, которые работают на базе экспертного совета по проблемам инновационной политики и развития человеческого потенциала при Совете федерации РФ. Цель проекта – подготовить концептуальные, инструментальные и кадровые предпосылки для инициирования одновременно в ряде субъектов РФ процессов в общественно-политической, социально-экономической, технологической и проч. сферах, ведущих к повышению конкурентоспособности региона. Участниками пилотного проекта станут 3-7 субъектов РФ. Их состав планируется определить примерно до февраля-марта 2006 года. Финансирование проекта будет осуществляться заинтересованными субъектами РФ, а также за счет средств, привлеченных из федерального бюджета и внебюджетных источников.

По итогам парламентских слушаний были приняты рекомендации, в которых участники слушаний рекомендуют Совету федерации обратиться к исполнительной и судебной ветвям государственной власти РФ, в том числе субъектам Российской Федерации, к научно-экспертному и профессиональному сообществу, предпринимательским и отраслевым союзам и ассоциациям с предложениями принять активное участие в обсуждении проблем обеспечения конкурентоспособности России в целом и ее национальной экономики, конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и человеческого капитала в частности.

По материалам allmedia.ru

« Пред.   След. »

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

© ФОНД "ИДЕОЛОГИЯ"
НП "ПРЕТЕНДЕНТ.РУ"

ПРЕТЕНДЕНТ.RU
СОЗИДАНИЕ ЭЛИТЫ - СОЗИДАНИЕ СТРАНЫ
ПОБЕДА В УЧАСТИИ!