Саратовская область - герб
ПРЕТЕНДЕНТ.RU - победа в участии!

КАСАТЕЛЬНО

СЕГОДНЯ 26 April 2024 года, Friday 17:49

13:19 06.04.12
09:00 10.11.11
22:00 09.11.11
21:53 03.11.11
21:45 03.11.11
08:35 02.11.11
08:20 02.11.11
08:00 02.11.11
11:22 05.10.11
14:10 22.05.08
12:39 13.05.08
08:58 03.04.08
16:26 18.03.08
09:01 15.03.08
15:53 14.03.08
15:01 06.03.08
14:33 06.03.08

все новости

Претенденты
Главная
Новости
Проекты
Онлайн-конференции
КАСАТЕЛЬНО
Комментарии
Форум
Специалисты и организации
Полезное
Информация избиркома
Выборы
Энгельс - 2005
официально
Саратов - 2006
официально | сми
Областная Дума - 2007
официально | сми
Государственная Дума - 2007
официально
Президент РФ - 2008
официально
Государственная Дума - 2011
Президент РФ - 2012
АВТОРИЗАЦИЯ

Имя:
Пароль:

Претенденту
Межрегиональное развитие
О проекте | Карта сайта | Контакты


НОВОСТИ ПРОЕКТА

все новости

Приоритетные национальные проекты

КАСАТЕЛЬНО

10:00 23.10.07 ПРЕТЕНДЕНТ.RU

Как воспитать элиту

gk.jpgМеждународный симпозиум в «Государственном Клубе»

В диалоге принимали участие заместитель руководителя Администрации Президента – помощник Президента РФ Владислав Сурков, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, депутаты Государственной Думы РФ Сергей Шишкарев и Андрей Кокошин, заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина, председатель правления колледжа Брайтон лорд Роберт Скидельски и ректор того же колледжа Ричард Кэрнс (Великобритания), бывший посол Великобритании в России сэр Родерик Лайн, ректор Итонского колледжа Эрик Андерсон (Великобритания), ректор Уорвикского университета Найджел Трифт (Великобритания), президент колледжа Люси Кавендиш, Кембриджского университета, кадровый дипломат в ранге посла Вероника Сатерленд (Великобритания), президент конкурсного жюри Национальной административной школы (сессия 2006 года), главный аудитор министерства финансов Франции Франсуа Овин, бывший руководитель аппарата Европейской комиссии Филипп Пети-Лорен, бывший декан факультета общественных связей Института политических наук Science Po , аудитор министерства финансов Франции Пьер Хейлбронн, ректор Института политических наук Science Po , аудитор министерства финансов Франции Жан-Баптист Николя, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, проректор по учебной работе СПбГУ Илья Дементьев, ректор Национального института «Высшая школа управления» Владимир Нечаев, проректор РГГУ Дмитрий Бак, ректор МИФИ Михаил Стриханов, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, председатель правления «Государственного Клуба» Елена Миськова.

Тема звучала довольно конкретно: «Подготовка кадров для государственной службы в рамках системы элитных высших учебных заведений», однако обсуждение показало, что проблема формирования современного корпуса госслужащих выходит за эти рамки. Уже во вступительном слове председателя Попечительского совета «Государственного Клуба», депутата Госдумы Сергея Шишкарева была обозначена развилка, на которой оказалось государственное руководство страны и научно-преподавательская общественность: воспользоваться ли опытом зарубежных коллег и позаимствовать их проверенные временем методы или искать особый российский путь.

В выступлениях британских и французских участников симпозиума был представлен глубокий, разносторонний и самокритичный обзор систем подготовки государственных служащих, принятых в этих странах. Они весьма разнятся между собой. В Великобритании существуют элитарные частные школы, престижные университеты, выпускники которых составляют цвет британского истэблишмента. Во Франции же будущие управленческие кадры отбираются из числа лучших учащихся разных слоев общества и дальше готовятся в специальных учебных заведениях. По словам сэра Роберта Скидельски, британская традиция подготовки элиты – аристократическая, тогда как французская – республиканская, но при всех особенностях, достоинствах и недостатках есть, тем не менее, принципы и критерии, единые для любой эффективной системы. Вот некоторые из прозвучавших формулировок и замечаний.

Сэр Родерик Лайн:

«Мы не употребляем слово «элита», считая его некорректным. И у нас нет сформулированной системы подготовки элиты, но понятие такое существует. Нам не нужна династическая элита. Нам нужны талантливые и открытые люди, знающие, что такое конкуренция.

Чем привлекательна государственная служба в Великобритании, хотя платят там меньше, чем в бизнесе?

У государственных служащих высокая репутация. Их уважают больше, чем политиков. Когда нужно сделать важное заявление, политики прибегают к помощи госслужащих, потому что люди им доверяют. Большую роль играют этические принципы – честность, открытость. Государственная служба – это возможность влияния. За этим стоит власть. Государственная служба дает человеку возможность карьерного роста на основе справедливой оценки его заслуг. Важен элемент безопасности: вы не обанкротитесь, заработаете хорошую пенсию. Наконец, на государственной службе нормальные товарищеские отношения, здесь никто не стремится перегрызть горло соседу…».

Найджел Трифт:

«При подготовке кадров для государственной службы принципиальными являются три компетенции: интеллект, умение добиваться результата и коммуникативность, умение налаживать с людьми отношения. Мы требуем, чтобы наши студенты умели убеждать, доносить до других людей свои представления. Мы требуем, чтобы они на добровольной основе работали с пенсионерами, безработными. Они должны понять, как следует работать в социальных службах».

Лорд Роберт Скидельски:

«Английская система подбора кадров основана на умении человека творчески, нетрадиционно подойти к решению проблемы, а не просто на квалификационных признаках. В британской и французской традиции более общий подход. Для нас кругозор руководителя, энциклопедическое образование важнее, чем объем чисто профессиональных знаний.

Нужны ли руководителю добродетели? Нельзя иметь добродетельное правительство в греховном обществе. Но честность, открытость, некоррумпированность, чувство причастности к жизни общества необходимы. Многие не дотягивают до этого идеала, но потому он и называется идеалом.

Традиции, в соответствии с которыми британская элита пополнялась из мужчин высшего сословия, сейчас уступает требованиям более широкого доступа различных слоев общества. Но для того, чтобы управлять, надо быть способными это делать. Когда мы говорим об элитном образовании, мы говорим об образовании для более талантливых, более активных, более заинтересованных людей. Элита – это попытка достичь совершенства».

Филипп Пети-Лорен:

«Французский опыт подбора элитных кадров для администрации оказался востребован Евросоюзом. Основой стал конкурс».

Вероника Сатерленд:

«Разнообразие является ключевым понятием при выборе кандидатов для работы на госслужбе. Чтобы привлечь как можно больше людей из разных групп и слоев общества, организуются поездки по стране, встречи, объявляются открытые конкурсы с объявлением в газете. Мы заинтересованы, чтобы больше откликалось женщин, представителей этнических меньшинств. Но речь не идет о дискриминации наоборот. Эти люди должны отвечать общим для всех кандидатов справедливым требованиям, быть инициативными, уметь работать в команде. Сейчас применяются онлайновые тесты, когда соискателям этой работы предлагают разрешить ситуацию, с которой они могут столкнуться на службе. В последнем конкурсе за 500 мест состязалось 17 тысяч человек!».

Эрик Андерсон:

«Эффективность, честность, инициативность и готовность к командной работе – наличие этих качеств поможет уже в 18 лет понять, годится ли человек для государственной службы… Но лучшее, что может сделать страна для своего будущего – сделать привлекательной и престижной профессию учителя. Хорошие учителя – залог успешного будущего».

В выступлениях руководителей российской высшей школы, специалистов звучали как оценки ситуации с уровнем подготовки кадров, так и предложения по решению этой проблемы.

По мнению Анатолия Торкунова, нынешняя система не обеспечивает подготовку специалистов необходимого уровня. Выпускники не имеют содержательной практики работы в государственных учреждениях, у них слаба мотивация: поступая в институт в 16-17, они слабо себе представляют, чем предстоит заниматься. Об осознанном выборе можно говорить только после бакалавриата, получив базовое образование. То есть, речь идет об очень жестком отборе на магистратуру, где из выпускника уже будут готовить полноценного государственного служащего.

Близкую позицию высказал Андрей Кокошин: есть смысл выпускнику естественно-научного или технического факультета поступить в магистратуру на гуманитарный факультет, с тем, чтобы получить по-настоящему широко образованного специалиста. По словам декана факультета мировой политики МГУ, аспирантура факультета будет наполовину рекрутироваться из тех, кто получил высшее инженерное образование.

Илья Дементьев считает, что проблема существует в формате подготовки элитных университетов, а не элитной подготовки в университетах. Дело не в перестановке слов. Университет не обладает свободой выбора траектории, нет ясного понимания, что такое профессиональный стандарт, не формулирован заказ государства: какого служащего ему нужно. Действующие критерии носят самый общий характер и безнадежно устарели. И следует говорить уже об университетских стандартах и государственных стандартах качества, меняя систему образования.

Владимир Нечаев рассказал о практикуемой его негосударственным вузом схеме конкурсного отбора перспективной молодежи. Находя среди слушателей системы дополнительного образования инициативных и желающих послужить стране молодых лидеров, институт дает им возможность продолжить обучение. Примерно 50 человек из двух тысяч получают таким образом диплом о высшем образовании.

Михаил Стриханов обратил внимание на нехватку по-настоящему компетентных управленческих кадров. Когда принимаются решения о прорыве в области нанотехнологий или ядерной энергетики, ошибка стоит крайне дорого. Россия нуждается в специалистах для экспертного сопровождения важных управленческих решений. Ректор МИФИ предложил подумать над сетевой моделью, объединив несколько ведущих университетов задачей подготовки разносторонне образованных управленческих кадров. Необходим и особый государственный стандарт подготовки госслужащих, не уступающий требованиям к их зарубежным коллегам.

«В науке потеряна широта взглядов, и это свойственно не только России, – отметил Валерий Фадеев. - При кажущемся обилии информации молодежь не умеет ориентироваться в этом потоке, извлекать необходимое и пользоваться им. Образование стало прагматичным, превратилось в набор навыков. А делая акцент только на элитном образовании и забывая про образование ля основной массы населения, мы тем самым занижаем потенциал нации. Россия должна соответствовать опыту и качеству управления передовых стран, а пока что бывает – губернатором назначить некого. Крайняя необходимость перемен осознана высшим государственным руководством, о чем свидетельствует и участие в симпозиуме представителей Администрации Президента и правительства. И есть убежденность, что уже через десять лет мы увидим в российской системе образования радикальные преобразования».

«Мы рассматриваем элиту как некую группу людей, которые берут на себя ответственность, – считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. - Человек, собирающийся стать государственным служащим, должен примерить на себя эту ответственность за будущее страны и понять, способен ли он взять эту тяжесть, причем не физически, а морально. Должна быть система, которая бы мотивировала людей служить России, и если они готовы – помочь реализоваться. Нужно установить профессиональные стандарты. И очень важно воспитывать людей, которые умеют видеть проблему с разных сторон, не сводить образование к чисто технической или гуманитарной подготовке».

«Со словом «элита» надо обращаться осторожно, особенно людям, имеющим отношение к публичной политике, – начал свое выступление заместитель руководителя Администрации Президента – помощник Президента РФ Владислав Сурков. – Но выпускники Итона, Оксфорда, Кембриджа при любой политкорректности имеют отношение к руководству. К сожалению, в России пока нет вуза, о выпускнике которого можно было бы сказать: этот парень призван к управлению».

«Я сам не проходил какой-то специальной подготовки к государственной службе, – продолжал Владислав Сурков. – Мне ближе подход Эрика Андерсона: говорить об элите в широком смысле, в науке, технике, искусстве, чтобы людей, которые поступают в престижные вузы, готовили для разных сфер общественной жизни».

«Важно, как сказал Андерсон, воспитать чиновника, который умеет говорить с людьми. Не знаю, почему мы не приглашаем зарубежных преподавателей в вузы. Трудно учиться без пересадки живого опыта. Да, у российской культуры есть свои особенности. Но культура – это еще и искусство коммуникации. Умение разговаривать и умение убеждать».

 

«В дискуссии прозвучал пример Сталина, его руководящего стиля. Вот задача нашего общества состоит в том, чтобы без Сталина жить. Мы к этому идем, и идем довольно успешно», – закончил Владислав Сурков.

По информации «Государственный клуб»

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

© ФОНД "ИДЕОЛОГИЯ"
НП "ПРЕТЕНДЕНТ.РУ"

ПРЕТЕНДЕНТ.RU
СОЗИДАНИЕ ЭЛИТЫ - СОЗИДАНИЕ СТРАНЫ
ПОБЕДА В УЧАСТИИ!